Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
с 26 по 28 сентября 1989 г. в городе Рожнове (ЧССР) в соответствии с перспективным планом деятельности МАПРЯЛ состоялась международная конференция на тему «Оптимизация профессиональной подготовки будущих преподавателей русского языка», организованная кафедрой русского языка педагогического факультета Университета им. Палацкого в Оломо-уце. В работе конференции, проведенной при активной помощи Чешской ассоциации русистов, при содействии Филиала Института русского языка им. А. С. Пушкина в Праге, приняли участие делегаты из 7 стран: ЧССР, BP, ГДР, НРБ, МНР, ПР и СССР. Всего около 140 человек.