Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Наша динамическая эпоха требует от специалиста в любой сфере деятельности, в том числе и от педагога, высокого профессионального мастерства, четкой гражданской позиции, инициативы, умения формулировать проблемы и находить пути их решения. Все это, в свою очередь, ставит перед современным специалистом задачу постоянного совершенствования знаний и умений, развития этих качеств и способностей, стимулирует их стремление непрерывно учиться, искать новые, более эффективные формы работы. Отсюда становится ясной та особая актуальность, которую приобретают сегодня вопросы подготовки и повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного.