Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Свобода общения на иностранном языке предполагает свободу понимания устной речи носителей данного языка. Между тем, коммуникативные отношения преподавателя и аудитории — это всегда определённый микромир, ограничивающий круг перцептивных и коммуникативных возможностей в данной языковой среде. Расширение рамок этого круга может происходить за счёт использования технических средств обучения как аудиовизуальных, так и комбинированных (АВСО). Комбинированные средства обучения (диафильмы со звуковым сопровождением, телефильмы, кинофильмы) отличают динамизм, возможность воссоздания языковой атмосферы, эмоциональное воздействие на учащихся, информационная насыщенность, возможность слышать речь с опорой на зрительный ряд.