Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Трудно отыскать в бурной и переменчивой истории русской и советской живописи рубежа XIX—XX веков художника, который, подобно Михаилу Васильевичу Нестерову*, испытал два пика творческого взлёта, прошёл два во многом непохожих этапа, столь органически связанных с русской действительностью. Один — с уходящим старым миром православной, национально русской, изначальной культуры, другой — с новым миром идеалов социалистического гуманизма. Быть может, благодаря тому, что Нестеров — мастер картины, портрета, монументальной росписи — прожил долгую жизнь, она и смогла столь для него естественным образом поделиться на два, если не равновеликих, то, во всяком случае, равноценных периода. Да, Великую Октябрьскую социалистическую революцию 1917 года Нестеров встретил уже в зрелом возрасте, и меняться, а тем более подлаживаться под новые требования эры пролетарской демократической культуры внутренне не собирался. Однако стал в конечном счёте классиком и советской живописи тоже.