Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Датой рождения советской авторской песни принято считать 1956 год, когда молодой тогда Булат Окуджава стал приходить на поэтические вечера с гитарой и петь свои стихи под собственный аккомпанемент. В последующие годы появился целый ряд таких авторов, среди которых наиболее известные — Ю. Визбор, В. Высоцкий, А. Галич, Н. Матвеева, Б. Окуджава. Их стремление высказаться в непосредственном общении со своей аудиторией вполне соответствовало духу того времени, когда советские люди устали от замалчивания многих проблем, от фальши и неискренности; от поэтического флера и патетических стихов-однодневок, с одной стороны, и пустых эстрадных шлягеров — с другой. Формами бытования авторской песни были выступления самих авторов и так называемая магнитофонная культура. Сейчас, когда песенное творчество Окуджавы, Высоцкого, Матвеевой, Визбора широко включается в планы выпуска как книжных издательств, так и фирмы «Мелодия», особенно остро встает вопрос о жанровой природе авторской песни.