Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Многолетние традиции культурных связей чешского и словацкого народов с русским народом чрезвычайно сильны и плодотворны. В их основе — не только историческое родство наших языков, но и сознание того, что будущее народов обеспечено лишь в братском союзе и сотрудничестве с СССР.
Со времени освобождения ЧССР от фашистской оккупации и в особенности в эпоху строительства социалистического общества политические, экономические и культурные контакты Чехословакии с СССР развиваются и крепнут. Одновременно меняется и характер функционирования русского языка в чехословацком обществе и отношение к нему со стороны граждан ЧССР: от восторженно-эмпи-рического сразу после второй мировой войны ко все более осознанному и углубленному. Изучение русского языка и обучение ему в наши дни вызывает глубокий интерес лингвистов, методистов, деятелей политики, культуры и других сфер общественной жизни.