Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В одном из интереснейших и красивых городов Италии — Болонье отмечается юбилей старейшего в Европе Университета. Девять веков назад здесь начались занятия студентов с выбранными ими преподавателями, и это со временем вылилось в стройную систему университетского образования, привлекшую внимание не только в Италии, но и далеко за ее пределами. В Болонье учились великий Данте и несравненный Петрарка, польский ученый Николай Коперник и великий гуманист Эразм Роттердамский, здесь преподавали известные ученые Дже-роламо Кардано (вспомним о «карданном вале») и Луиджи Гальвани, один из основателей учения об электричестве, здесь заведовали кафедрой итальянской литературы знаменитый поэт Джозуэ Кардуччи и его ученик Джованни Пасколи. Именно Кардуччи, первым из итальянцев получивший Нобелевскую премию, был центральной фигурой на торжествах, посвященных 800-летию Болонского университета в 1888 г., на которые приехали и русские ученые: специалисты по гуманитарным наукам Цветаев и Веселовский, по медицине — Боткин и Склифосовский и др.