Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Закончился 1987/88 учебный год. На факультете стажировки зарубежных студентов-русистов завершили включенное обучение по 10-месячной программе свыше 200 человек более чем из 20 стран (МНР, КНДР, РА, АРЕ, Венесуэлы, Ганы, Мадагаскара, Мали, Нигерии, Нидерландов, Норвегии, Судана, Шри-Ланки и др.); во II семестре по 5-месячной программе прошли курс включенного обучения около 400 студентов из НРБ, ВНР, ГДР, ПНР, ЧССР, СФРЮ, Бельгии. Великобритании, Италии, Ирландии, Испании, США, Турции, Финляндии, Франции, ФРГ, Швейцарии, Японии. Впервые Институт принял 2-х победителей Международной олимпиады школьников по русскому языку в Москве, которым предоставлена стипендия — это студенты-русисты из США. Они прошли в Институте 10-месячный курс включенного обучения.