Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Знаете ли вы, что еще Пушкин употреблял слова наверно, наверное в значении 'несомненно, наверняка', а сейчас они значат противоположное 'вероятно, кажется, по-видимому'? Задумывались ли вы о том, чем лучше и лучше ли слова дефект, дефицит, чем недостаток, недочет, нехватка, изъян, пробел? Разве не интересно узнать, как дифференцировались исторически однозначные особенно, нарочно, специально? Что церковнославянское злоба дня, где, кстати, злоба имеет старое значение 'забота', в значительной мере определило сегодняшние выражения порядок дня, повестка дня, вопросы и новости дня? Что в русском языке до времен Петра I не было слов, выражающих то, что не заслуживает внимания или противоречит здравому смыслу?