Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Существующие классификации интонационных единиц еще не дают целостного представления об интонационной системе русского языка [1,2, 3]. До сих пор в интонологии отсутствует четкое определение интонационной единицы. „Единого термина для интонационной единицы не существует, так же как и общепризнанного определения ее... Количество таких интонационных единиц в разных языках может, естественно, не совпадать, но и для одного языка разные авторы устанавливают различное число их. Так, у Пеш-ковского можно насчитать около двадцати таких единиц в русском языке. Е. А. Брызгунова же насчитывает семь интонационных конструкций. В общем можно сказать, что вопрос об интонационных единицах остается еще теоретически неразработанным, поэтому нет и ясных критериев их различения" [4].