Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Язык газеты всегда вызывал к себе противоречивое отношение. Многие, особенно мастера художественного слова, отказывали ему в эстетических качествах, называли казённым, штампованным. Однако нельзя не признать, что особенности публицистического стиля были выработаны в процессе его активного функционирования в жизни общества и отразили потребности общества в оперативной и действенной информации. Известный советский писатель А. Проханов пишет: «Принято нападать на газетный язык. Мы называем его суконным. Но этот стиль универсален, незаменим и. если хотите, изыскан: он отшлифован, экономичен, он прошёл отсев, отбор временем, которое убрало из него всё лишнее. Это своеобразный код, на котором скупо можно рассказать обо всём. Надо уважать его за пластичность, ёмкость, относиться к нему не как к провалу, огреху, а как к явлению новой документальной эстетики»