Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В 1980 году, когда Давиду Самойлову исполнилось 60 лет, секретариаты правлений писательских организаций СССР, РСФСР и Москвы обратились к нему с приветственным адресом, где было сказано:
«Вы принадлежите к тому славному поколению поэтов, которое со студенческой скамьи ушло в огонь Великой Отечественной войны и воевало до Победы. Память об этой войне, о погибших друзьях, о дорогах бессмертия и славы всегда звучала и продолжает звучать в ваших стихах, многие из которых стали просто хрестоматийными... Как переводчик вы внесли большой вклад в дело сближения литератур разных народов. Благодаря вашим переводам многие классические и современные поэты социалистических стран Европы стали достоянием русского читателя».