Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Учебная деятельность, как и любая другая, протекает наиболее успешно там, где она максимально мотивирована.
Для создания высокого и стабильного уровня мотивации необходимо поддерживать его на всех этапах работы, начиная с разработки учебной программы и подготовки учебников и учебных материалов, включая обеспечение мотивов к выполнению каждого конкретного вида работы в ходе занятий. Несистематизированное обращение к интересным, продуманным с точки зрения обеспечения мотивации видам заданий может вызвать только сиюминутную заинтересованность учащихся и обеспечить в лучшем случае ближние мотивы деятельности, т. е. мотивы к действиям в данный момент [1, с. 5—21]. Особое внимание следует уделить мотивации на начальном этапе обучения, так как значительно проще поддерживать и развивать уже имеющееся, чем пытаться восстановить с помощью разрозненных видов работы то, что утрачено.