Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Начиная с 1970 года на факультете русского языка Хэйлунцзянского университета широко используются ТСО, и к настоящему времени нами накоплен определённый опыт работы в этой области. Уроки с использованием аудиовизуальных средств проводятся на всех курсах в рамках практических занятий по развитию речи.
Урок с использованием аудиовизуальных средств строится с учётом всех трёх компонентов механизма порождения речи (зрительной, слуховой, речевой) и способствует развитию навыков слушания и говорения с опорой на эти механизмы. »
Основная цель урока — развитие навыков и умений устной речи, главным образом говорения. Обучение устной речи происходит на основе аудиовизуального восприятия информации, а также речевой коммуникации.