Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Программа по русскому языку рассчитана на два года обучения (I и II курс) и предусматривает практические занятия (2 часа в неделю), а также элементы сопоставительного анализа русского и французского языков. Теоретические дисциплины не изучаются. Программа предполагает, что после двух лет обучения студенты смогут высказываться в определенном круге изученных тем и ситуаций, понимать текст, который по своему содержанию не выходит за рамки определенной тематики. Базовым является учебный комплекс «Старт», его дополняют «Учебник русского языка для франкоговорящих» В. И. Ванеевой, Т. А. Вишняковой, В. И. Остапенко; «Русский язык для всех» под ред. В. Г. Костомарова; «Грамматика русского языка в иллюстрациях» К. И. Пехливановой, М. Н. Лебедевой; «Советская литература» Л. Г. Федосеевой и созданное на кафедре методическое пособие «Вводные уроки по русскому языку».