Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
С 13 по 18 мая 1987 г. на филологическом факультете Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова в соответствии с планом деятельности МАПРЯЛ проводилась IV Международная конференция «Актуальные проблемы изучения и преподавания русской классической и советской литературы в вузах социалистических стран». Конференция проходила под председательством Президента МАПРЯЛ чл.-корра АН СССР проф. П. А. Николаева. В конференции приняли участие представители СССР, НРБ, ПНР, ЧССР, СФРЮ, ГДР, ВНР, Республики Куба, СРВ, Австралии и Индии. В их числе известные исследователи-русисты и молодые преподаватели.