Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Существенным элементом языковой компетенции преподавателя русского языка как иностранного является умение понимать методические термины и порождать их. Важную роль в формировании этого умения может сыграть словарь или словарное пособие продуктивно-рецептивного характера, ориентированное на учащихся конкретной национальности, носителей определенного языка. Поскольку подготовка преподавателей связана с умением порождать или понимать именно функционально-связанные тексты, при создании упомянутых лексикографических произведений целесообразно исходить из положения о том, что функционально-связанный текст есть не что иное, как «системная развертка понятийного и лингвистического потенциала входящих в него терминов».