Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Постоянное пристальное внимание советских писателей, поэтов и их читателей к теме войны и мира нельзя назвать просто интересом. Оно стало характерной чертой всего советского народа, каждого советского человека независимо от национальности и возраста. Священная память о войне и страстное стремление к мирной жизни выражаются прежде всего в стихах, которые знает и любит народ, и в песнях, которые он поёт. Предлагаем вниманию читателей стихи и песни о Победе, о памяти, о мире, о жизни, написанные авторами разных поколений. Эти песни и стихи звучат по радио и телевидению, на профессиональной эстраде и в концертах художественной самодеятельности, их поют, собравшись в дружеском кругу, седые ветераны и молодёжь. Преподаватель может использовать предложенные стихи и песни в кружке или клубе русского языка, при подготовке вечера, посвящённого советской песне или советской поэзии. Стихи и песни можно использовать в аудитории при работе над страноведческими или литературными материалами, рассказывающими о Великой Отечественной войне.