Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Обучение письму как наиболее массовому виду текста необходимо ввести как в плане его пассивного понимания, так и в плане активного воспроизведения, учитывая роль письма в жизни современного общества. Преимущества эпистолярного жанра как предмета обучения перед многими другими жанрами письменной речи в том, что он является, с одной стороны, носителем информации, а с другой — реализацией надтекстового этикетного уровня. Этот вид текста активно используется широким кругом учащихся в их речевом общении на иностранном языке. Известно также, что одна из основных форм заочного обучения — переписка студентов-заочников с преподавателями. Студенты в большинстве случаев плохо знакомы с нормами и правилами оформления русского письма и его общими элементами.