Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Большая роль в формировании профессиональных умений учителя русского языка принадлежит специальным педагогическим дисциплинам: педагогике, общей и возрастной психологии, методике и т. д., которые знакомят студентов с общими закономерностями учебного процесса и вооружают их общедидактическими приемами. Но для повышения эффективности методической подготовки будущих русистов немаловажную роль играет педагогизация всех введенных дисциплин, в том числе и лингвистических теоретических курсов. Авторы настоящей статьи, не отрицая вклада других компонентов учебного процесса, ставят своей задачей убедить читателей в самостоятельной значимости именно теоретического курса современного русского языка в подготовке преподавателя русского языка как иностранного.