Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
А. В. Берёзова В условиях языковой среды цель обучения — общение на иностранном языке — для большинства учащихся впервые совпадает с реальной речевой деятельностью, и предмет изучения — русский язык — становится реальным средством общения. Изменяется и расширяется объём таких понятий, как «учебный процесс», «учебный материал». Именно факт наличия языковой среды и краткосрочность этапа включённого обучения обусловливает специфику проведения занятий по развитию речи, диктует необходимость интенсификации учебного процесса, изменения традиционной формы урока, а вместе с тем и создания таких учебных материалов, которые отвечали бы целям и задачам практического курса русского языка на этом этапе обучения.