Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Структура публикации и виды работ: 1. Очерк о жизни и творчестве В. В. Маяковского. 2. Произведения Маяковского и отдельные фрагменты из них. 3. Воспоминания современников поэта. 4. Очерк о музее Маяковского в подмосковном городе Пушкине. 5. Рубрика «Для филологов» включает отрывки из статьи В. Маяковского «Как делать стихи» и фрагмент статьи известного советского литературоведа В. Шкловского. Задания расположены в следующем порядке: 1. Задания, проверяющие понимание текста, а также дающие материал для работы над его структурой. 2. Задания, отрабатывающие умение цитировать текст. 3. Задания, облегчающие восприятие стихов Маяковского. Рубрика «Для школ» включает краткую информацию о творчестве Маяковского для детей и стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо».