Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Бадриева Л.С. Сдобнова Ю.А. Примерно одна десятая часть всех средств, направляемых в народное хозяйство СССР, идёт на развитие транспорта; каждый четырнадцатый работающий занят в этой отрасли хозяйства. Многие причины определяют огромное значение транспорта в народном хозяйстве СССР. Прежде всего размеры Советского Союза — самого большого государства мира: протяжённость железной дороги, пересекающей страну с запада на восток (Калининград — Владивосток), — 10 400 км. В Советском Союзе все виды транспорта развиваются по единому народнохозяйственному плану. В результате удаётся не только выдержать рациональные пропорции между производством и транспортом, но и разумно сочетать работу и развитие различных путей сообщения в единой транспортной сети страны, обеспечить непрерывность транспортного процесса.