Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
После начального периода изучения языка, когда учащиеся имеют дело в основном с адаптированными текстами, приобретают огромное значение занятия по литературе. При этом автор не отрицает необходимости работать с тематическими текстами, составленными для закрепления определенных оборотов, но только при изучении художественной литературы студенты получают возможность на практике, в контексте почувствовать разницу между такими словами, как чиновник — служащий, жалованье — заработная плата (зарплата). Автор считает целесообразным на практических занятиях использовать короткие рассказы Тургенева и Чехова, сочетая анализ текста и метод так называемого медленного чтения. После выбора и прочтения текста, изучения его лексики и краткого разбора содержания следует еще раз прочитать произведение на занятиях и подробно проанализировать каждый абзац.