Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Язык и законы его развития находятся в неразрывной связи с историей общества, с историей народа, который является творцом и носителем этого языка. Поэтому изучение языка нельзя отрывать от истории общества, от истории его материальной и духовной культуры. Из всех структурных элементов языка наиболее тесно связана с культурой лексика, особенно один из ее пластов — собственные имена (географические и личные), который отличается от всех других пластов своей экстралингвистической функцией. Ономастическая лексика может и должна быть использована преподавателем русского языка в качестве одного из приемов ввода и закрепления страноведческого материала. Интерпретация собственных имен с точки зрения их происхождения, этимологии, закономерностей лексико-семантического развития в сочетании с определенными сведениями о лице или географическом объекте — это наиболее естественный путь формирования так называемых вторичных фоновых знаний, создания локальных ассоциаций.