Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Одним из важных аспектов работы на продвинутом этапе преподавания русского языка иностранцам является изучение жанров речи. Под термином «жанр речи» мы понимаем ряд однотипных текстов, имеющих единую смысловую структуру, общие принципы построения и одинаковые особенности использования стилистических средств языка. При изучении жанров речи важно различать активный и пассивный подход к работе над текстом. Тот или другой подход к изучению речевого материала определяется особенностями функционирования текста в процессе обучения. Так, одни жанры учащийся, как правило, регулярно воспринимает, например газетные жанры (передовая статья, очерк, международный обзор), жанры публичного выступления (лекция), деловой речи (инструкция) и т. д. Другие жанры учащийся не только регулярно воспринимает, но и создаёт сам. К ним в первую очередь относятся: в письменной речи — письмо, в публичной устной речи — выступление на семинаре и на собрании, а в разговорной устной речи — то, что условно называют бытовым рассказом или рассказом о событии.