Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В этом номере публикуется интервью с писателем Анатолием Алексиным и его рассказ «Я ничего не сказал». А. Алексин пришёл в литературу, пройдя школу журналистики. В газете он начал работать с 18 лет. Это было в военном 1942 году, в Москве на одном из крупных строительств издавалась газета «Крепость обороны», ответственным секретарем которой был комсомолец Анатолий Алексин. В 1950 году вышла первая повесть А. Алексина «Тридцать один день». С тех пор его рассказы и повести выдержали много изданий, переводятся на все языки братских народов нашей страны и издаются за рубежом. Алексин пишет о детях, вступающих в мир взрослых. Раскрывая свою главную тему, писатель говорит, что взрослость — это понятие не возрастное, а нравственное и определяется поступками человека.