Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Преподавание страноведения студентам, будущим учителям русского языка, в ГДР определяется потребностями школьной практики. При составлении страноведческих пособий и других материалов для преподавания иностранных языков необходимо руководствоваться следующими принципами отбора и интерпретации страноведческих фактов: а) отбор страноведческих фактов в зависимости от целей преподавания иностранных языков; б) обобщенность реалий для объяснения типичных явлений; в) учет потребностей обучения студентов — будущих учителей, под которым мы понимаем необходимость координирования страноведческих занятий с практическими занятиями по языку, литературоведению и методике, а также со второй специальностью; г) направленность обучения страноведческим знаниям на потребности школьной практики (учет содержания учебных пособий десятилетней школы); д) подготовка студентов-русистов к общественной деятельности в Обществе германо-советской дружбы.