Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Материалы нового комплекса учебных пособий «Русский язык для всех» рассчитаны на тех учащихся, которые владеют русским языком в объёме элементарного курса и хотят углубить свои знания. Учебный материал, необходимый для занятий по этому комплексу, представлен во вступительной части учебника в виде структур. Комплекс включает в себя учебник, пособие по развитию речи, сборник лексико-грамматических упражнений. Изучение материалов второго комплекса обеспечивает выполнение следующих задач:: углубить и систематизировать знание основных грамматических категорий, расширить словарный состав и на этой базе укрепить разговорные навыки, развить навыки чтения и дать первоначальное представление о стилистической дифференциации русского языка. Такой установке подчинено содержание и композиция материалов комплекса: характер подачи грамматики и лексики, их отбор и дозировка, система упражнений, тематика текстов. Учебник рассчитан на 140 часов занятий..