Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
С июля 2016 года Ассоциация Межкультурный центр Espaço-Vivo продолжает работу субботней русскоязычной школы в городе Коимбра в Португалии, которая открылась ещё в 2004 году, а с 2012 года получает грантовую поддержку фонда «Русский мир».
Сейчас в школе учатся дети от 4 до 12 лет из русскоговорящих, смешанных и португальских семей. Планируется проводить занятия по русскому языку в соответствии с возрастными особенностями и уровнем знания языка (развитие речи, обучение грамоте, чтение и литература, ознакомление с окружающим нас миром, русский язык как родной и русский язык как иностранный). На этих уроках много внимания будет уделяться тренировке речевого аппарата, развитию грамотности устной и письменной речи, пополнению словарного запаса. Ребята познакомятся с произведениями российских и зарубежных писателей, лучшими образцами устного народного творчества, будут учиться анализировать и высказывать собственное мнение. В старших возрастных группах вводится предмет «История России», который познакомит учащихся с основными событиями российской истории, будет способствовать развитию умений и навыков работы с историческими понятиями и датами, воспитывать уважение и гордость за прошлое своего Отечества. Продолжит свою работу театральная студия «Эксперимент», участниками которой являются ученики всех возрастных групп и некоторые родители. На занятиях студии ребята будут продолжать обучение выразительности речи и пластики, совершенствовать актерское мастерство.
Занятия будут проводиться в здании специализированной школы искусств Concervatoria da Musica da Coimbra.
Директор школы Мануэл Роша, выпускник Гнесинки, предоставил для занятий русской школе четыре учебных кабинета, полностью укомплектованных мебелью и необходимыми техническими средствами. В этой школе обучается 2,5 тысячи учащихся, что открывает большие перспективы для популяризации русского языка и русской культуры, а также привлечёт в субботнюю русскую школу новых учеников. Уже запланирована презентация «Окно в Россию» для старшеклассников, показ музыкального спектакля «Муха-Цокотуха» в младших классах, проведение новогоднего праздника «Пай Натал в гостях у Деда Мороза», совместные мероприятия в День родного языка.