Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
День учителя отметят в России более 2,5 млн человек
05.10.2017
В Государственном Кремлевском дворце состоится торжественная церемония награждения победителей всероссийского конкурса "Учитель года России - 2017"
Более 2,5 млн человек по всей стране отмечают в четверг свой профессиональный праздник - День учителя. Праздничный концерт, посвященный этому событию и торжественной церемонии награждения победителей всероссийского конкурса “Учитель года России - 2017", состоится вечером в Государственном Кремлевском дворце. Победители главного учительского конкурса страны разных лет рассказали ТАСС о том, что привело их в профессию и за что они ее любят.
Первый "Учитель года"
Победителем первого конкурса “Учитель года СССР” в 1990 году стал Александр Сутормин, сельский учитель русского языка и литературы Поповской средней школы Чернского района Тульской области. В этом году исполняется уже 40 лет, как Александр Евгеньевич работает в этой школе.
“Я учился в Тульском государственном педагогическом институте имени Льва Толстого, и мне очень повезло с педагогами. Большое духовное влияние на меня оказала Татьяна Михайловна Макарова, которая преподавала нам зарубежную литературу на курсе. Когда после окончания института меня распределили на работу, она мне сказала, что у меня есть шанс стать вторым Толстым и создать свою Ясную поляну. Толстой ведь тем же занимался обучением детей, он открывал крестьянские школы, читал им книги”, - поделился Сутормин. Он добавил, что очень доверял Татьяне Михайловне и послушал ее совет.
“Она еще мне одну умную мысль сказала: если ты выбрал профессию, оставайся в этой профессии, не надо кидаться с места на место, искать, где слаще, где лучше. Мне кажется, это очень правильная мысль”, - сказал Сутормин.
По его мнению, профессия педагога - одна из немногих, которая позволяет быть творческим человеком, “пусть в мелочах, а не в главном”. “Я могу сам сделать свой урок, могу рассказать тему не так, как в методичке, а как понимаю ее сам, объяснить по-своему характер героев, а не как какой-то известный литературовед, и вот эта свобода самовыражения - самое главное в работе учителя”, - считает Сутормин.
"Не бывает двух одинаковых учителей"
Победителем конкурса “Учитель года - 2016" стал Александр Шагалов, также учитель русского языка и литературы. Он преподает в школе № 7 имени Г.К. Жукова в Армавире.
“Я с детства любил читать и хорошо писал сочинения, поэтому в старших классах я выбрал для себя филологический факультет. Свою роль сыграло и то, что мои прадедушка и прабабушка были учителями”, - сказал Шагалов.
Он отметил, что в этом году эссе участников конкурса были посвящены людям, благодаря которым они пришли в профессию. “Можно прийти к выводу, что зачастую учителями становятся, глядя на примеры из своего окружения, встретив ярких людей, принадлежащих этой профессии. На мой выбор повлияли школьные учителя-филологи. Конечно, я на них равнялся, потом на своих преподавателей в Армавирском государственном педагогическом университете”, - поделился Шагалов.
По его мнению, все эти положительные образы привели к тому, что “мозаика сложилась”. “Не бывает двух одинаковых учителей, они все были разные, но все эти люди повлияли на выбор профессии, на мое видение этой работы”, - подчеркнул педагог.
"Каждый урок неповторим"
Профессия учителя, по мнению Шагалова, сочетает в себе много других сфер деятельности. “Хороший преподаватель должен быть немножко актером, то есть хорошо владеть словом, выразительно читать, быть способным увлечь ребенка. Учитель, по-своему, и ученый, потому что занимается исследованиями, разрабатывая учебные программы и т. д.”, - отметил Шагалов добавив, что преданные своему делу педагоги ежедневно совершенствуются.
Профессия для Шагалова - “нести свет знаний”. “Именно поэтому, выступая не конкурсе год назад, я читал стихотворение Александра Сергеевича Пушкина “Пророк”, в котором говорится, что нужно жечь глаголом сердца людей. Каждый урок неповторим, это открытие не только для детей, но и для самого учителя”, - заключил Шагалов.