Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Передвижная выставка детских рисунков «Счастье рисовать Хвалынск, или В гостях у К. Петрова-Водкина», предоставленная Фондом развития детского и юношеского творчества (г. Саратов, Россия) Русским центрам в Пече и Мариборе, открылась в школе имени Ференца Деака Печского университета 27 сентября.
На выставке, которая будет открыта до 13 октября, представлено 50 живописных работ юных художников по итогам Третьего международного детско-юношеского пленэра имени П. А. Маскаева в Хвалынске: пейзажи, натюрморты, портреты и графические работы. Открывая выставку, директор школы д-р Адриенн Литтер отметила важность таких выставок, дающих возможность познакомиться с видением мира детей из других стран и мотивирующих детей к знакомству с произведениями художников. Затем был показан короткий фильм «Что такое счастье» о выставке работ финалистов Международного конкурса художественного творчества детей и юношества «Белая ворона», после которого посетители познакомились с рисунками детей. Школьники с интересом рассматривали рисунки, а детей, которые занимаются в кружке рисования в школе, интересовал возраст художников, нарисовавших такие замечательные картины. Учительница рисования, ведущая кружок для начальных классов, отвечая на детские вопросы, высказала надежду, что через 1–2 года они также будут способны участвовать в международном конкурсе со своими рисунками.
Президент фонда Е. Н. Чечёткина подарила Русскому центру и школе искусств Диабелли настенные календари на 2018 год, где представлены лучшие рисунки победителей Международного конкурса, в том числе и рисунки венгерских детей – победителей из соседнего с Печем города Козармишлень.
Фонд сотрудничает с Русским центром в Пече три года, и это уже вторая выставка детских рисунков в городе, а первая прошла в марте 2015 года, когда победителями Международного конкурса детского рисунка стали и ученики школы искусств Диабелли из соседнего города Козармишлень, и в Пече им были вручены грамоты и памятные медали.
Фонд развития детского и юношеского творчества создан в целях поддержки одарённых детей в области изобразительного искусства, обмена творческим опытом в области художественного образования, привлечения внимания общественности к проблемам творческого становления детей и подростков, и за три года Международные детско-юношеские пленэры им. Маскаева в Хвалынске (2015–2017), организованные фондом, собрали на своей площадке более 400 юных художников и их педагогов, в том числе и из Венгрии.
28 сентября состоится открытие выставки в Мариборе, благодаря Русскому центру некоммерческой организации «Русский дом, Марибор».