Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Дрезденский Русский центр провёл Вторую молодёжную академию культуры
26.05.2017
Юные музыкальные таланты из России, Санкт-Петербурга и Дрездена стали слушателями Второй академии культуры, организованной Русским центром Немецко-русского института культуры. Академия, которая в этом году называлась «Дрезденская музыкальная история и современность: Саксония, Россия и Чехия» проходила на базе Русского центра нашего Института и Саксонской музыкальной гимназии при Дрезденской консерватории им.К.-М. Фон-Вебера. Её слушателями, кроме дрезденских гимназистов, стали школьники средней специальной музыкальной школы Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, а также учащиеся музыкальной гимназии из Праги. Равноправными рабочими языками были русский, немецкий и английский. К сожалению, в дрезденской и пражской гимназиях русский язык как учебный предмет не так давно был исключен. Дрезденский Русский центр поддерживает инициативы родителей и учеников, которые хотели бы вернуть его в учебные планы, а также предлагает свою помощь в методическом обеспечении занятий.
В рамках насыщенной репетициями и семинарами программы Академии учащиеся прослушали учебные курсы «Русское культурное наследие в Дрездене» и «Дрезденское барокко», стали участниками мастер-классов начальника отдела международных связей и педагога Санкт-Петербургской консерватории Регины Глазуновой, побывали на интересных экскурсиях в Дрездене, Праге и Саксонской Швейцарии.
Основной целью взаимного сотрудничества немецких, чешских и российских учащихся-инструменталистов стало исполнение в составе камерных ансамблей в исторической капелле Дворца графини Козельской в Дрездене (сегодня – отель «Кемпинский») произведений русских, чешских и немецких композиторов. Эти ансамбли должны были сложиться в ходе совместных репетиций. Таким образом, результат дрезденского проекта Академии молодёжной культуры оставался открытым до конца. Ребята в полной мере испытали риски и напряжение взрослого проекта, став не объектами педагогического воздействия, а полноправными членами ансамбля.