Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
25 апреля в Русском центре при Пхеньянском университете иностранных языков для учащихся русского отделения состоялась историческая викторина, посвящённая 775-й годовщине Ледового побоища.
В ходе викторины ребята не только отвечали на предложенные вопросы, но и знакомились с исторической эпохой XIII века, с биографией Александра Невского и его внешнеполитическими принципами.
Участникам викторины интересно было познакомиться с отрывками из «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» XIII века: «И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью…»; «И так победил врагов с помощью божьей, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда им было скрыться…»
Ребята составили нравственный портрет Александра Невского. Они познакомились с такими словами, как «праведник», «милосердный», «духовный», узнали, что такое «канонизация». Также участники викторины с помощью мультимедийной презентации побывали на Чудском озере, где происходило Ледовое побоище, увидели схему расположения войск и памятник Александру Невскому в Пскове, а также орден Александра Невского, учреждённый Екатериной II.
«Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля!» Эти знаменитые слова великого русского полководца, прозвучавшие в конце мероприятия, как нельзя лучше продемонстрировали идею справедливости и силы духа русского войска под руководством Александра Невского. А ребята вновь вдохновились славными страницами русской истории и обещали продолжить её изучение с таким же интересом.