Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Книга является практическим пособием для иностранцев, изучавших русский язык на родине, или на подготовительных факультетах российских вузов. Оно рассчитано на тех, кто владеет русским языком в объеме базового уровня и первичными речевыми умениями, сформированными на темах обиходно-бытовой тематики.
В пособии предлагается учебный материал для развития и совершенствования речевых умений в чтении и говорении на базе текстов социокультурного характера. Учебный материал представлен текстами, заданиями и лексико-грамматическими упражнениями. Работа над текстами и послетекстовые задания имеют речевую направленность. Лексико-грамматические упражнения обеспечивают корректировку и систематизацию ранее усвоенных языковых единиц, а также формирование новых лексико-грамматических навыков.
Может быть использовано в работе со студентами, аспирантами, стажерами и слушателями различных курсов русского языка и обеспечивает подготовку в объеме требований I сертификационного уровня.
Место издания: Москва Издательство: Русский язык. Курсы Год издания: 2007 ISBN: 5–88337–130–2