Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
"Вариантные формы в русском языке: Учебное пособие для занятий с иностранными учащимися"
Копров В.Ю.
В речи иностранных учащихся на русском языке встречаются неточности, обусловленные нечетким представлением об оттенках значения и сферах функционирования близких по смыслу форм и конструкций.
Дифференциации таких конкурирующих единиц способствуют занятия по курсу «Вариантные формы в русском языке».
В основу пособия положен функционально-семантический принцип описания и подачи языкового материала. Вариантные формы рассматриваются на трех иерархически связанных уровнях: лексическом, грамматическом и стилистическом.
Пособие также может быть использовано на занятиях по стилистике и культуре речи с русскоязычными студентами нефилологических специальностей.
Место издания: Москва Издательство: Русский язык. Курсы Год издания: 2006 ISBN: 5–88337–098–5