Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В последнее время тестовая система контроля на вступительных экзаменах по русскому языку в вузы приобретает все большую популярность. Этот вид проверки грамотности является более глубоким и объективным. Пособие включает три раздела:
1.«Вспоминаем». Обучающие тесты-упражнения по орфографии, пунктуации и культуре речи направлены на отработку и повторение правил русской орфографии, пунктуации и культуры речи.
2.«Тренируемся». Образцы стандартных тестов по русскому языку, выполнение которых поможет учащимся проконтролировать себя и реально оценить собственные знания.
3.«Контролируем». Ключи к тестовым заданиям помогут проверить и откорректировать ответы.
Все варианты письменных тестов составлены в полном соответствии с требованиями действующей «Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений и правил приема в вузы России».
Место издания: Москва Издательство: Русский язык. Курсы Год издания: 2006 ISBN: 5–88337–032–2