Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
"Русские глаголы: Тетрадь-словарь студента-иностранца. Базовый курс обучения"
Скворцова Г.Л., Чумакова Г.Н.
«Тетрадь-словарь» представляет собой пособие по русскому глаголу, адресованное иностранным учащимся.
Словарь – потому, что в нем представлены глаголы видовыми парами в алфавитном порядке с указанием основных форм изменения и синтаксической сочетаемости, а также даётся образец предложения, который может быть использован студентом при составлении своего предложения с данным глаголом.
Тетрадь – потому, что в пособии дается определенная система записи и изучения русских глаголов, что предполагает экономию учебного времени преподавателя и времени студента на подготовку к занятиям.
Цель пособия – помочь студентам усвоить значение и основные формы русских глаголов и осознать их роль в предложении при построении самостоятельного высказывания на русском языке, так как глагол является смысловым ядром русского предложения как основной единицы обучения и функционирования в речи.
Словарь составлен на основе анализа программы по русскому языку как иностранному (1-й сертификационный уровень) и учебников русского языка для студентов-иностранцев первого года обучения.
В пособии имеются тесты (с ключом) для самостоятельного контроля за усвоением глаголов русского языка.
Место издания: Москва Издательство: Русский язык. Курсы Год издания: 2005 ISBN: 5-88337-080-2