Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Писательница, критик. Родилась 08.08.1901 в Петербурге. С 1922 находилась в эмиграции, где состоялся её литературный дебют - стихи в журнале «Беседа», издаваемом М.Горьким и поэтом Ходасевичем В.Ф. (мужем Берберовой до 1932). Сотрудник и постоянный автор газеты «Последние новости» до её закрытия в 1940, опубликовала в 1928-1940 серию рассказов «Биянкурские праздники». Автор романов: «Последние и первые», 1930; «Повелительница», 1932; «Без заката», 1938, в которых попыталась создать «образ эмигрантского мира в его эпическом преломлении» (В.Набоков). В 1950 переехала в США, где преподавала русский язык, а затем русскую литературу в Принстонском университете. В романе «Мыс бурь» (1950) описала два поколения эмиграции. Ранее опубликовала две книги документально-биографического характера: «Чайковский, история одинокой жизни», 1936 и «Бородин», 1938. В 1981 вышла биография баронессы М.Будберг – «Железная женщина», жизнь которой была тесно связана с М Горьким, а затем с Г.Уэллсом. В 1969 по-английски, а в 1972 по-русски опубликовала автобиографию («Курсив мой»), в которой отражена интеллектуальная и художественная жизнь русской эмиграции в период между двумя мировыми войнами.