Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Писатель, философ, революционер. Родился 31.08.1749 в Москве; сын помещика. Получил общее образование в Пажеском корпусе (1762-66); для изучения юридических наук был отправлен в Лейпцигский университет (1767-1771), где занимался также естественными науками. По возвращении в Россию служил, к этому времени относится и начало его литературной деятельности. Выполнил ряд переводов, в частности - Г. Мабли «Размышления о греческой истории», изданный с примечаниями Радищева (в том числе, с таким - «самодержавство есть наипротивнейшее человеческому существу состояние»). В 1775 вышел в отставку, затем опять служил, в 1790 - управляющий Петербургской таможней. Решая основной вопрос философии («…Бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе»), отстаивал идею беспредельной познаваемости мира. Исторический процесс рассматривал как развитие по спирали, в котором эпохи регресса сменяются эпохами прогресса. Большое внимание уделял проблемам воспитания; он явился основоположником русской революционной педагогики, этики и эстетики. Особую роль в истории придавал литературе, поэзии, ораторскому искусству. О значении выдающейся личности в истории писал в «Слове о Ломоносове» (1780). Обобщением исторической и политической концепции Радищева стала ода «Вольность» (1783). С середины 80-х работал над главным своим произведением - «Путешествие из Петербурга в Москву», в которое ввёл ряд сочинений, написанных ранее. После появления этой книги (1790) началось следствие, которым руководила Екатерина II. Радищев был заключён в Петропавловскую крепость, приговорён к смертной казни, заменённое императрицей лишением чинов и дворянства и ссылкой на 10 лет в Илимский острог в Сибири. При Павле I в 1797 был переведен под надзор полиции в одно из имений отца - село Немцово Калужской губернии. В ссылке создал философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии», ряд экономических и исторических трудов, поэтических произведений. После воцарения Александра I был прощён и определён на службу в Комиссию составления законов. В ответ на угрозу новой ссылки отравился… (1802).