Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Драматург. Родился 21.08.1913 в Ярославле. Начинал как актёр (Кострома, Москва), окончил училище при Театре Революции и Литературный институт им. М.Горького (1952). Участник Великой Отечественной войны. В 1949 Центральный детский театр поставил его первую пьесу «Её друзья», в 1953 - «Страницы жизни» («Твой путь»). Затем были поставлены «В добрый час», «В поисках радости», «Неравный бой», «Перед ужином». В 1957 открылся театр «Современник» - программным спектаклем Розова «Вечно живые» (кинофильм «Летят журавли»). Были экранизированы также «В добрый час», «В поисках радости» (фильм «Шумный день»). Ему принадлежит инсценировка романа Гончарова И.А. «Обыкновенная история» (постановка театра «Современник», 1966).