Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Писатель, философ, педагог, музыкальный критик. Родился 13.08.1803 в Москве; последний представитель древнего княжеского рода. Образование получил в Московском университетском благородном пансионе (1816-22). Вместе с Кюхельбекером издавал альманах «Мнемозина», один из основных деятелей журнала «Московский вестник», был соредактором пушкинского «Современника». С 1846 помощник директора Публичной библиотеки и директор Румянцевского музея; с 1861 сенатор в Москве. Автор повестей «Бригадир», «Княжна Мими», «Княжна Зизи»; фантастических романтических повестей «Импровизатор», «Сильфида», «Саламандра», «Косморама». Среди неоконченных произведений - научно-фантастический роман-утопия «4338-й год» (опубликован в 1926), романы «Иордан Бруно и Петр Аретино», «Самарянин», «Русские ночи» - цикл из десяти новелл, обрамлённых философскими беседами. С середины 40-х годов отошёл от литературной деятельности. Одоевский В.Ф. явился также одним из основоположников русского классического музыкознания. Ему принадлежат исследования в области народной песни и древнерусской церковной музыки. Ряд статей посвящён творчеству Моцарта, Бетховена, Берлиоза, Вагнера. Участвовал в создании Петербургской и Московской консерваторий. Автор ряда музыкальных сочинений.