Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Писатель. Родился 06.07.1877 в Москве, в купеческой семье. В молодости участвовал в студенческих волнениях, подвергался репрессиям. Скитался по глухим углам России. Печатался с 1902. Автор своеобразно стилизованных под «допетровскую» старину книг («Лимонарь, сиречь: Луг духовный»; «Посолонь», «Докука и балагурье», «Николины притчи») и драматургических произведений в духе средневековых мистерий («О Иуде, принце Искариотском», «Бесовское действо», «Царь Максимилиан»). В прозе - романы «Часы», «Пруд»; повести «Пятая язва», «Неуёмный бубен», отразились впечатления детства. Его социальный пессимизм нашёл выражение в «Слове о погибели земли русской» (1918). В 1921 эмигрировал. За рубежом написал автобиографические книги: «Взвихренная Русь», «По карнизам», «Подстриженными глазами» (1951). В конце жизни принял советское подданство. Созданный Ремизовым оригинальный стиль «узорчатой», «орнаментальной» прозы в 10-20-е годы оказал влияние на писателей Пришвина, Замятина, Пильняка и др.