Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Писатель. Родился 31.07.1836 в Воронеже, в дворянской семье. Учился в Московском университете. В 1857-1862 был чиновником. Увлечённый социалистическими идеями Чернышевского, создал в 1863 в Петербурге первую коммуну, вызвавшую к жизни множество подобных общежитий. Его литературная деятельность началась в конце 1850-х. Первый цикл очерков «Владимирка и Клязьма» опубликован в 1861. Следующий очерковый цикл - «Письма об Осташкове». Затем были опубликованы рассказы и драматические этюды «Питомка», «Ночлег», «Казаки», «Мёртвое тело» и др. Самое значительное произведение - повесть «Трудное время» (1865). Эта повесть близка его фельетонам-обозрениям: «Петербургские заметки», «Провинциальная хроника», «Новости Петербургской жизни», также воспроизводящим атмосферу «трудного времени». Личность и творчество Слепцова - писателя, актёра, режиссёра, организатора научно-популярных лекций, поборника женского равноправия, вызвали интерес у многих деятелей литературы и искусства.