Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Революционер и мыслитель, писатель, экономист, философ. Родился 24.07.1828 в Саратове, в семье священника. Учился в Саратовской духовной семинарии (1842-45), окончил историко-филологическое отделение Петербургского университета (1850). Ко времени окончания университета - убеждённый демократ, революционер, социалист и материалист. В 1851-53 преподавал русский язык и литературу в Саратовской гимназии. Переехал в Петербург и начал сотрудничать в «Отечественных записках», затем в «Современнике», где вскоре занял руководящее положение. В 1855 защитил магистерскую диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности». Его журналистская деятельность была направлена на борьбу против царизма и крепостничества. Исследовал историю русской журналистики и общественной мысли 20-40-х годов 19 века. («Очерки гоголевского периода русской литературы»). С конца 1857 передав отдел критики Добролюбову Н.А., сосредоточил всё своё внимание на экономических и политических вопросах. Был идейным вдохновителем и советником революционной организации «Земля и воля». В 1862 арестован и заключён в Петропавловскую крепость, где в одиночном заключении написал роман «Что делать?». Там написал также повесть «Алферьев», «Повести в повести», «Мелкие рассказы» и др. В 1864 был осуждён на 7 лет каторги. На каторге написал роман «Пролог». Только в 1882 был переведен в Астрахань под надзор полиции, в 1889 получил разрешение жить на родине. В эти годы написал несколько произведений, в т. ч. воспоминания о Добролюбове и Некрасове, перевёл несколько томов «Всеобщей истории» Г. Вебера.