Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Писатель. Родился 11.07.1899 в Петербурге, в семье служащего. Учился в Бакинском политехникуме (1919-1920). С 1920 на партийной работе в Красной Армии, в 1924-27 в советском торговом представительстве в Турции. Начал печататься в 1928. Первые рассказы и очерки посвящены зарубежному Востоку (сборники «Азиатские рассказы», «Стамбул и Турция», 1930 и др.). Результатом поездок по советскому Востоку явились повесть «Пустыня» и книга очерков «Путешествие в Туркменистан», 1932. В этом же году появился его роман «Баррикады» (о Парижской Коммуне 1871). Тема защиты Родины - в романе «На Востоке» (книги 1-2, 1937; фильм «На Дальнем Востоке», совместно с Радзинским С.) и сценария фильма «Александр Невский» (совместно с Эйзенштейном С.М.; фильм в 1941). Как военный корреспондент участвовал в советско-финляндской и Великой Отечественной войнах. В романе «Счастье» (1947) получило художественное преломление его участие в восстановлении после войны народного хозяйства Крыма. В 1949 вышла повесть «Степное солнце». Ему принадлежат также сценарии фильмов «Клятва» и «Падение Берлина» (оба - совместно с Чиаурели М.Э.). Автор книг очерков «Американские впечатления», «Молодая Германия», «Итальянские впечатления» (1951). Роман «Труженики мира» (частично опубликован в 1952) остался незавершённым.