Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Поэт. Родился 20.06.1932 в селе Косиха Алтайского края, в семье военнослужащего. В 1941 родители ушли на фронт и Роберт оказался в детском доме, где воспитывался. Окончил Литературный институт имени М.Горького (1956). Начал печататься в 1950. Первый сборник стихов - «Флаги весны» (1955), затем вышли сборники «Дрейфующий проспект», «Ровеснику», «Радиус действия», «Сын Веры», «Посвящение», «Линия» (1973). Следуя традициям Маяковского, использует «разговорные» ритмы стиха, ассонансы. В некоторых произведениях обращается к жанру баллады и торжественной песни. На слова поэмы «Реквием» (1961) композитором Кабалевским написана музыка. Рождественский - автор текста ряда популярных песен. Написал книгу путевых очерков «И не кончается земля» (1971); есть переводы других поэтов, статьи о поэзии. В 80-х публикуются новые сборники стихотворений, в начале 90-х написал стихи для детей.