Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Литературный критик, публицист. Родился 11.06.1811 в Свеаборге, в семье флотского лекаря. В 1831 в журнале «Листок» опубликовал стихи «Русская быль» и рецензию на «Бориса Годунова» Пушкина. В 1833 в журнале «Телескоп» появились его переводы из французских журналов. В 1834 в газете «Молва» напечатана первая большая статья Белинского «Литературные мечтания», обратившая на себя внимание целостностью философской и эстетической концепции, ниспровержением старых литературных представлений. Он стал главным критиком «Телескопа» и «Молвы». В русской литературе в то время совершался переход от романтизма к реализму. В 1838-39 редактировал реорганизованный им «Московский наблюдатель». Был близок с Лермонтовым, Герценом, Тургеневым, Некрасовым. Вскоре стал признанным вождём реалистического направления русской литературы. Он опубликовал годовые обзоры русской литературы (с 1840 по 1845), работу «Сочинения Александра Пушкина» (цикл из 11 статей), статьи о произведениях Лермонтова, театральные обзоры. Постигнув диалектику Гегеля, Белинский сделал литературную критику выражением целостного философского миросозерцания. Он стал основоположником русской реалистической эстетики и литературной критики. Обладая тонким художественным вкусом, сумел определить по ранним произведениям Герцена, Некрасова, Тургенева, Гончарова, Достоевского в чём заключалось неповторимое своеобразие их таланта.