Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Славист, филолог и этнограф. Родился 01.06.1812 в Ярославле. Окончил Харьковский университет (1829). Преподавал в Петербургском университете. Академик Петербургской АН. Основные труды - по истории русского языка, диалектологии, памятникам древней славянской и русской письменности, а также по палеографии, археологии, библиографии, методике преподавания языка, истории древнерусской литературы. Его лекции «Мысли по истории русского языка», 1849 (2-е издание в 1959) заложили основы исторического изучения русского языка. Изучал современную народную речь, поэзию и быт славянских народов. Инициатор создания и редактор «Известий» и «Учёных записок» Отделения русского языка и словесности АН. Основатель школы петербургских славистов; среди его учеников были Чернышевский, Добролюбов.