Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Маковский Владимир Егорович (1846–1920), художник.
Родился в Москве. Сын известного Московского любителя искусства, одного из основателей училища живописи, ваяния и зодчества, Егора Ивановича Маковского. Художественное образование он получил в вышеупомянутом училище. В 1869 г. за картину «Крестьянские мальчики стерегут лошадей» был удостоен звания классного художника I степени и награжден золотой медалью Виже-Лебрень за экспрессию; а в 1878 г. за картину «Любители соловьев» – академика. С самого учреждения товарищества передвижных выставок Маковский был деятельным его членом. В 1894 г. он был назначен профессором – руководителем мастерской Академии художеств, затем – ректором Высшего художественного училища академии. Он изображал сцены из быта низшего и среднего сословий, остроумно задуманные, проникнутые добродушным юмором или едкой сатирой. Его картины сегодня рассеяны по домам любителей искусства, некоторые из них находятся в Третьяковской галерее и в Музее Императора Александра III. Наиболее характерные из работ Владимира Маковского: «Приемная доктора», «Придворные певчие», «Любители соловьев», «Благотворительница», «Толкучий рынок в Москве», «У мирового», «В четыре руки», «Казначейство в день выдачи пенсии», «Крах банка», «Оправданная», «Семейное дело».
В 2006 г. отмечается 160 лет со дня рождения В.Е. Маковского.